-
Российские автомобилисты редко слышат хорошие новости. Зато плохих - предостаточно. Одна из них - повышение акцизных ставок на бензин 1 июля, после чего, как предполагают эксперты - автомобильное топливо вновь начнет расти в цене. Корректировка акцизных ставок на бензин должна привести к тому, что производство экологичного топлива станет более рентабельным для предприятий нефтяной отрасли. При этом оно должно стать лучше по качеству, но эксперты сомневаются, что это реально.
Нормы «Евро» вредят дорогам России
-
1 июля 2012 года в очередной раз пересмотрены топливные акцизы. Ставка для бензина класса «Евро-3» повышена с 7382 рублей за тонну до 7882 рублей за тонну, ставка для более экологичного «Евро-4» сохранена неизменной на уровне 6822 рубля за тонну, ставка для «Евро-5» снижена с 6822 до 5143 рубля за тонну.
-
Нефтяные компании подготовились к изменению акцизов. Уже с начала 2012 года доля топлива, соответствующего нормам «Евро-4» и «Евро-5» стала быстро расти. Больших результатов в повышении качества топлива добились ТНК-BP и «Газпром нефть», а ЛУКОЙЛ объявил, что с 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы компании будут выпускать бензин Аи-92 и Аи-95 только класса «Евро-5». ЛУКОЙЛ уже объявил, что переход на «Евро-5» позволит сэкономить на акцизах $200 млн. в 2012 году и $460 млн. в 2013 году.
-
Акцизы - основной источник наполнения региональных дорожных фондов, а на них приходится свыше 80% дорожного финансирования. Дифференциация акцизов привела к тому, что отчисления на развитие дорог сократятся. Фактически, нефтяные компании направили на модернизацию производства те деньги, которые могли бы отдавать в виде акцизов в дорожные фонды.
-
В общей сложности из-за дифференцированных ставок топливных акцизов и перехода на «Евро-4» и «Евро-5» дорожные фонды в 2013-2015 годы недосчитаются 101,8 млрд. рублей, больше всего потеряют регионы - 73,3 млрд. рублей, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на доклад Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации. Выпадающие доходы вырастут с 19 млрд. в 2013 году до 53,4 млрд. к 2015 году.
-
Денег на строительство дорог не хватало даже без учёта ожидаемого снижения акцизных платежей. «Топливные акцизы необходимо повышать - минимум на 1 рубль в год, а в перспективе подумать о введении налога за километр, который будет взиматься по GPS-«Глонасс»-треку. В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6% ВВП, а с учётом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше - хотя бы 2,5-2,6% ВВП в год, считает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
-
Недостаток финансирования окажет влияние не только на региональные дорожные фонды. Размеры федеральных субсидий, которые формируются благодаря акцизным сборам на топливные энергоресурсы и выделяются на строительство подъездных путей к дорогам сельского типа, также уменьшатся. Особое внимание эксперты обращают на то, что затраты на строительство дорог не соответствуют установленным нормативам. Финансирование работ по ремонту и содержанию федеральных дорог должно достигнуть запланированного объема только в 2014 году.
-
Руководством ФАС было предложено отложить идею о повышении акцизов в дальний ящик и установить ежемесячные сборы, привязав динамику их колебания к мировым ценам на нефтяные ресурсы. По убеждению ведомства, это позволит сделать рост цен на топливо менее скачкообразным, и более продуктивным для нашей экономики.
Акцизные ставки на топливо выросли, но цены на нефть устремились вниз
-
Неужели цены на бензин снова вырастут? Подорожать должен только бензин, соответствующий «третьему экологическому классу» (нормам «Евро-3»), а качественная «горючка» даже... подешевеет! По крайней мере, этого добивалось правительство, дифференцируя размеры ставок на топливо разных классов: для бензина «Евро-3» величина налога вырастет с 5,6 до 6 руб., для «Евро-4» останется неизменной, а для «Евро-5» снизится до 3,9 руб. за литр.
-
Но много ли бензина «Евро-5» выпускается в России? Первой компанией, которая полностью отказалась от выпуска топлива «Евро-4», стал ЛУКОЙЛ: с 1 июля все заводы этой компании целиком перешли на производство экологичного бензина. Также бензин пятого экокласса делают нефтеперерабатывающие предприятия «Газпромнефти», «Башнефти» и Рязанский НПЗ, принадлежащий группе компаний ТНК-BP. К сожалению, какую часть составляет качественный бензин от общего объема выпускаемых в стране нефтепродуктов, аналитики пока не подсчитали.
-
«У нас мощности, оборудование в большинстве своем отсталые, практически половина выпускаемого бензина соответствует «Евро-2», а вторую условно можно назвать «Евро-0». Из тонны нефти мы получаем в пять раз меньше бензина, чем американцы, и выпуск топлива класса «Евро-3» и «Евро-4» составляет максимум 10% от общего количества», - приводит издание «Автоньюс» слова первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова. Правда, парламентарий отметил, что указанные им цифры весьма условны.
-
«Даже если предположить, что мы доживем до того времени, когда будет выпускаться только бензин, соответствующим нормам Евро-5, это будет только благо, причем для всех», - полагает Вячеслав Лысаков. «В России работают около 2 тысяч изготовителей топлива, и из них очень малое число официалов. Тех, кто производит адскую смесь с кучей добавок - намного больше. Согласно данным Института по переработке нефти, выхлоп от сгорания такого «самодельного» бензина по техническому составу идентичен боевым отравляющим веществам. Так что говорить о том, что кто-то что-то потеряет, если страна перейдет на более высокоэкологичное топливо, просто смешно». Правда, считает депутат, произойдет это нескоро. И вот почему. «Проблема России - не только в чрезвычайно старом автопарке, но и в чудовищном качестве бензина.
-
В итоге мнения разделились: часть экспертного сообщества считает, что объем выпускаемого нашими заводами топлива «Евро-5» достаточен, чтобы цены остались прежними, другая категория специалистов, напротив, заявляет, что основной объем составляет бензин «Евро-3», а значит, вслед за повышением акцизов изменятся и ценники на заправках. Но и те, и другие отмечают, что окончательные выводы можно будет сделать не раньше чем через месяц: примерно столько времени потребуется, чтобы бензин, выпущенный 1 июля, добрался до всех заправок страны.
-
Впрочем, на фоне снижения мировых котировок на нефть повышение акцизов может остаться незамеченным: некоторые нефтяные компании даже снизили оптовые цены на топливо! Так, в середине июня ЛУКОЙЛ понизил отпускные цены на дизельное топливо и авиационный керосин на 500 руб. за тонну, на бензин - на 1000-1500 руб. До этого аналогичным образом переписала ценники ТНК-BP, благодаря чему бензин на заправках должен подешеветь минимум на 70 коп., а дизельное топливо - на 40 коп. При этом дешевое топливо уже должно продаваться на АЗС.
-
Заметим, что наши сограждане считают российский бензин неоправданно дорогим. Однако эксперты агентства Bloomberg составили рейтинг 55 стран мира по стоимости галлона бензина (3,785 л) и дополнили его рейтингом «болезненности», который составили по следующему принципу: чем бóльшую долю от среднего дневного заработка занимает покупка одного галлона моторного топлива, тем выше место страны в этом рейтинге. И Россия занимает 46-е место по уровню цен и 29-е место - по уровню «болезненности» (россиянин отдает за галлон 9,1% своего дневного заработка).
-
Получается, что в процентном соотношении мы, россияне, тратим на топливо для своих автомобилей ровно столько же, сколько и итальянцы. Вот только, по мнению экспертов, бензин в России должен стоить дешевле. «Акцизы были повышены на три рубля за три года, чтобы восстановить дорожные фонды. И все бы хорошо, однако есть одно «но»: мы платим дважды, ведь транспортный налог (один из самых больших в мире) так и не был отменен. Хотя по нашим подсчетам, достаточно было всего лишь на рубль поднять акцизы, чтобы полностью компенсировать отмену этого налога», - говорит Вячеслав Лысаков.
-
Но, как мы видим, транспортный налог остается, да и акцизы продолжают расти. «Увеличение акцизов повлечет за собой рост цен, сомневаться в этом было бы глупо, - говорит о ближайших перспективах председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Как и следовало ожидать, обещания упразднить транспортный налог при этом остались только на бумаге. На прошедших выборах автомобилисты, к сожалению, не смогли или не захотели показать себя как политическая сила, поэтому власть продолжает делать то, что считает нужным, не считаясь с чьими-либо интересами».
Автор: Валерий МАТВЕЕВ по материалам www.km.ru, www.infox.ru, www.autonews.ru, news2.ru
02.08.2012 17:35