Последние объявления  

Поиск по объявлениям  

Цена:
Год выпуска:
Расширенный поиск
 

Увеличат ли штраф за непропуск «мигалки»?

ПечатьE-mail

Уже этой осенью российские законодатели, скорее всего, получат на руки документально оформленное предложение шестикратно увеличить штраф за непропуск автомобиля с включенной мигалкой. В настоящее время он составляет пятьсот рублей, так что раскошелиться придется уже на три тысячи. Правда, это минимальное наказание - за непропуск транспортного средства с нанесенной на него специальной символикой с включенной мигалкой предусматривается не только штраф, но в верхнем пределе и лишение права на управление от одного месяца до трех. По мнению членов думского Комитета по охране здоровья, тот, кто не пропустил «скорую помощь», создал угрозу жизни и здоровью. Минздрав также поддержал предполагаемое нововведение.

Мигалка мигалке рознь
В инициативе думцев речь идет о «скорой помощи». Однако сразу же становится понятно, что если дело дойдет до реализации задуманного, то речь в правилах дорожного движения будет вестись обо всех машинах, оборудованных спецсигналами. А это далеко не только медицинские автомобили.
В практике каждого водителя случается, что в поле его зрения попадает машина с включенной мигалкой синего цвета, временами вместе с красной мигалкой и с работающим звуковым сигналом. Иногда она возникает спереди или сбоку, претендуя проехать перекресток на запрещающий сигнал светофора или же по второстепенному направлению. В этом случае ситуация более-менее ясная - следует затормозить и уступить дорогу. Но если такая машина возникает в зеркальце заднего вида в твоей полосе, то действия водителя не так однозначны. В любом случае, у сидящего за рулем выстреливает заученный пункт из ПДД - он обязан уступить дорогу. И это правильно - раз мигалка работает, то участники дорожного движения должны пропускать оборудованную ей машину.
Однако всегда ли такой пропуск «любой ценой» оправдан? Если речь идет о настоящих спецмашинах - автомобилях «скорой помощи», пожарных, полицейских - имеющих специальную раскраску, то вопросов, вроде бы, не возникает. У этих служб зачастую время измеряется секундами, каждая из которых больше, чем на вес золота. Но машин, оборудованных спецсигналами, при этом не имеющих опознавательных знаков, куда больше, чем выше было перечислено. Правила ПДД трактуют однозначно - эти машины тоже следует безоговорочно пропускать, но здравый смысл подсказывает, что не всегда это будет «справедливо». Неужели в самом деле внезапно включенная мигалка дает право промчаться, даже не снижая скорости? Будет ли заслуженным наказание в виде пока еще небольшого штрафа?
Под спецсиганом понимается совокупность светового - мигалка, и звукового сигналов. Может быть достаточно и только проблескового маячка. Сочетание мигалок красного и синего цветов - прерогатива ГИБДД. Синими пользуются полицейские машины, пожарные и «скорая помощь». Обычно такие мигалки устанавливаются на крышу машины поперек ее продольной оси. Конструкция может быть самая разная - от «ведерок» до крупных блоков, совмещенных с громкоговорителями.
Есть мигалки желтого и оранжевого цветов, но у них другой статус. Они не требуют от водителей других транспортных средств каких-то активных действий. Их призвание - привлечь внимание, предупредить о возможной опасности или же нестандартных условиях движения автомобилей на данном участке. Ими оснащают дорожно-строительную, уборочную технику, автомобили, перевозящие опасные грузы, осуществляющие в пределах проезжей части погрузку или разгрузку. А также машины, перевозящие негабаритные грузы.
Пропускать автомобили с включенными спецсигналами - это международная практика. И штрафы в разных странах предусмотрены для нарушителей, и лишение прав. Но российская специфика состоит в том, что в правилах у нас прописано - в подобной ситуации водитель должен «уступить дорогу», и больше никаких оговорок об условиях. Поэтому лучше всего спецтранспорт пропускать вперед себя заблаговременно, до того, как полыхнули проблесковые маячки. Увидел сзади «скорую помощь» - и заблаговременно в подходящий момент ушел в правый ряд, не дожидаясь сполоха. Это справедливо и правильно. Даже если «скорая помощь» не везет больного в реанимацию или не спешит на срочный вызов, все равно будет лучше облегчить медикам работу. Но это не значит, что следует останавливаться на зеленый сигнал светофора и пропускать на перекрестке «скорую помощь», которая остановилась на красный.

Конкретная ситуация
Жизнь складывается из конкретных ситуаций, и все они должны быть отражены в ПДД, иначе справедливость будет нарушаться. Возьмем такой случай. Автомобиль движется в крайнем левом ряду, поток машин плотный. Впереди светофор уже мигает желтым. Сзади движется «скорая помощь» или полиция. Машина, приблизившись максимально, включает мигалку и сирену, требуя уступить дорогу. Сделать это невозможно. Вправо не уйдешь, поток плотный. Слева разделительная полоса с ограждениями. Впереди светофор или впереди идущий, уже останавливающийся транспорт. Положение у водителя безвыходное, он останавливается и в результате становится нарушителем. ГИБДД может его оштрафовать, а то и лишить прав. Что нередко и происходит. Но ведь водитель ничего не мог предпринять - виновны те, кто не пустил его принять вправо. Они уедут, а разбираться с инспектором останется тот, кто ехал перед спецмашиной. И такую ситуацию не изменишь никакими увеличенными штрафами, хоть смертную казнь вводи. Нельзя совершить невозможное. Вроде бы, не совсем справедливо, но в соответствии с законом? Не совсем так.
Попробуем внимательнее всмотреться в правила дорожного движения, которые предписывают уступать дорогу. Но уступить дорогу следует так, чтобы не создавать другим водителям помех. Они не должны из-за этого совершать непредусмотренные маневры, изменять скорость движения, останавливаться. То есть, уступить дорогу, не нарушив ПДД, можно только, если есть для этого возможность. Создавать аварийную ситуацию для пропуска спецтранспорта - это тоже нарушение. Поэтому просто остановившись, если нет другого выхода, водитель этим самым делает все от него возможное, чтобы уступить дорогу. Очередь теперь для соседей по ряду.
Однозначно делать вывод о непропуске спецтранспорта с включенными сигналами можно только на перекрестках при движении в пересекающихся направлениях, в случае перестроения в полосу, где движется спецтранспорт или же наоборот - при перестроении спецтранспорта в полосу, где движется водитель, при поворотах и разворотах. И еще следует учитывать, что в правилах нигде не указано время, за которое дорога должна быть освобождена. И это не упущение авторов ПДД, все зависит от конкретной ситуации. Однако, правоприменение этой нормы обычно следующее - дорогу следует освободить немедленно, что в корне неправильно. И тут тоже повышение штрафа не повлияет положительно на ситуацию.
Ответственность за непропуск транспорта с включенными спецсигналами предусматривает и КоАП Российской Федерации. Но в нем почему-то идет речь о «непредоставлении преимущества». Такого термина в Правилах дорожного движения просто нет. Преимущество или есть, или его нет, предоставить его водитель другого транспортного средства не может и не уполномочен на это, он может только уступить дорогу. Так что тут есть и правовая коллизия, на которую законодатели почему-то внимания не обратили.

Люди говорят
Штрафы следует повышать, если это приведет к уменьшению нарушений. Иначе это просто желание пополнить бюджет за счет тех, кто нарушил или не сумел доказать, что не нарушал. Каковы же настроения среди самих водителей? Так ли нетерпимо они относятся к автомобилям, оборудованными спецсигналами, как считают инициаторы изменений в ПДД? Большинство водителей понимает проблему и не препятствует движению спецтранспорта. Вот несколько мнений.
Водитель «скорой помощи»: «Некоторые из наших ребят говорят, что следует ввести полный приоритет для движения «скорой», пусть даже мигалка и не включена. Но это профессиональный перебор. Большинство водителей и врачей так не думают. По мне, достаточно просто уменьшить количество машин с мигалками, забрать у тех, кому они нужны лишь для престижа, тогда и уважения к спецтранспорту прибавится. И еще. Надо на каждую «скорую» видеорегистратор ставить и принимать его запись для рассмотрения в ГИБДД».
А вот другое мнение простого автолюбителя: «Многие с мигалками просто ездить не умеют. Подлетит к перекрестку и только тогда включает сирену, а я уже не могу остановиться. Если что - буду виноват, а ему ничего».
И еще один ответ, с учетом западного опыта: «У меня сестра уехала жить в Штаты, в Чикаго, медсестрой на «скорой» работает. Так у них в каждой машине пульт для переключения городских светофоров установлен. Зеленый коридор обеспечен. Вот это подход и забота о человеке».
Так что в законодательстве, в организации дорожного движения есть достаточно пробелов, из-за которых водитель может оказаться виноватым, даже искренне желая не нарушать ПДД. Увеличение штрафа - не выход. К тому же главная причина непропуска спецтранспорта лежит в плоскости морали и этики. В странах Запада у водителей больше толерантности и сочувствия к соседям по движению. Там почти всегда уступят дорогу и дадут перестроиться любой машине, хотя правила к этому не обязывают.
Проблема может решиться только с ростом общей культуры вождения. Достаточно вспомнить, как решилась проблема порезанных мягких сидений в троллейбусах, автобусах и в электричках. Лет двадцать тому назад это встречалось повсеместно. Но лишь только сменилось поколение молодых людей, резать сидения перестали. Образование, более богатый быт сделали невозможным самоутверждение подобным способом. Резать сидения перестали. А вот восприятие мира у пешехода после того, как он садится за руль, у нас еще во многом меняется. Человек становится более агрессивным и нетерпимым. И штрафами, даже самыми большими, этого не изменишь.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla SEO powered by JoomSEF
   
| 2007 - 2024 | © АВТОгазета | |