Последние объявления  

Поиск по объявлениям  

Цена:
Год выпуска:
Расширенный поиск
 

Остановит ли пьянство за рулем «борьба словом»?

ПечатьE-mail

пьяный водитель

Тема управления автомобилями пьяными водителями будоражит умы народных избранников всех уровней уже многие годы. Но, пожалуй, больше всех не даёт покоя этот злободневный вопрос депутатам Государственной Думы. Не проходит и пары месяцев, чтобы в средствах массовой информации не появилась новая тема для обсуждения, обусловленная очередной законодательной инициативой депутатов Госдумы.

Правда, ранее, в подавляющем большинстве случаев, речь шла об ужесточении мер наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде. Депутаты увеличивали размер штрафов за пьяную езду, утверждали критерии для лишения водительского удостоверения. На рассмотрение Думы вносилось даже предложение пожизненного лишения права управления автомобилем для наиболее злостных нарушителей. Относительно недавно ужесточились и нормы Уголовного Кодекса РФ, предусматривающие ответственность за определённые последствия, вызванные вождением в нетрезвом виде.

Новая идея депутата ГД должна спасти ситуацию

Но, переплюнуть, пожалуй, все ранее озвученные принятые и отклонённые законопроекты решил депутат Сергей Иванов, являющийся членом ЛДПР. Дело в том, что господин Иванов «разработал» и внёс на рассмотрение коллег по нижней палате Федерального Собрания законопроект, предусматривающий обязательное размещение в салоне автомобиля информации в письменной форме, предупреждающей об опасности управления машиной в пьяном виде, а также административной и уголовной ответственности за нарушение этого требования. Законопроект предлагает внести соответствующие дополнения в статью 7 Федерального Закона «О защите прав потребителей». Инициатива депутата вызвала огромное количество едких комментариев и насмешек в глобальной сети. 

Автор законопроекта приводит данные официальной статистики ГИБДД. Так, по данным дорожной полиции России, в дорожно-транспортных происшествиях, участниками которых являются нетрезвые водители, ежегодно погибает до 2 тысяч человек, а ещё 17 тысяч человек получают ранения различной степени тяжести. Что касается возможного положительного влияния законопроекта на печальную статистику, в случае его принятия и обоснования своей идеи, Сергей Иванов использует весьма абсурдные, а главное, довольно некорректные с точки зрения права, обоснования. 

Так, автор законопроекта ссылается на то, что закон о защите прав потребителей гарантирует право российского потребителя на безопасность приобретаемых товаров и получаемых услуг. От производителя любого товара требуется довести до конечного потребителя всю исчерпывающую информацию, касающуюся безопасной эксплуатации такого товара.
Но, господин Иванов, не учёл, что закон, защищающий права потребителей определяет общие нормы, распространяющиеся на продажу каких либо товаров, работ или услуг в розницу. А вот, нормы, регулирующие отношения, которые возникают при эксплуатации транспортных средств, даже, если это обыкновенные легковые автомобили, являются специальными нормами. Таким образом, вопросы эксплуатации автотранспорта должны регламентироваться специализированным законодательством данной сферы правоотношений.

С точки зрения права

В первую очередь, такими специальными нормативными актами являются Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», принятый в самом конце 1995 года, а также всем известные Правила дорожного движения, утверждённые постановлением Правительства и действующие на всей территории России. Необходимо отметить, что упомянутые акты разработаны и утверждены в целях комплексного обеспечения безопасности и порядка дорожного движения. И вопрос управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является лишь одним из многочисленных аспектов.

Гражданин, покупая автомобиль, действительно выступает в качестве потребителя. Но непосредственная эксплуатация купленного транспортного средства возможна лишь при получении соответствующего разрешения - водительского удостоверения. Как известно, выдача водительских прав производится органами ГИБДД после предварительного обучения и сдачи необходимых экзаменов. Получая права, будущий водитель подтверждает то, что он знает о запрете управления автомобилем в пьяном виде. Если, в нарушении всех установленных российским и международным законодательством запретов, владелец автомобиля всё же садится за руль в нетрезвом виде, то опасность начинает исходить не от автомобиля, как приобретённого товара, а от самого несознательного гражданина, севшего за руль пьяным, вопреки всем правилам. В таком случае, рассматривать водителя в качестве потребителя товара - автомобиля абсолютно неверно. 

В соответствии с нормами ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей», куда предлагает внести депутат Иванов, устанавливается требование, по которому, до потребителя должны быть доведены только такие специальные правила, соблюдение которых, обязательно для безопасного пользования приобретаемым товаром. Очевидно, что, если следовать логике народного избранника, то все производители бытовой техники, например, утюгов или мясорубок, также должны оповещать потенциальных покупателей об опасности нанести себе увечья приобретаемым товаром, при использовании его в пьяном виде. Нетрезвому человеку очень легко обжечься утюгом или повредить руки мясорубкой. 

Что касается автомобилей, то, поскольку любое транспортное средство является источником повышенной опасности, продавец обязан провести обязательную предпродажную подготовку такого товара. В число подобных мер входит выдача покупателю паспорта транспортного средства, в котором указаны все особенности соответствующего автомобиля, а также выданы инструкции по его безопасной эксплуатации.

Дальнейшие действия лица, решившего начать эксплуатацию автомобиля ненадлежащим образом, будь это лицо трезвым или не очень, должны регламентироваться другими нормативными актами, отличными от Закона о защите прав потребителей.

Истинный смысл спасительного законопроекта

Вообще, видится совершенным абсурдом идея, озвученная и предложенная в виде указанного проекта закона. Практикующий водитель прекрасно понимает всю сложность и ответственность управления автомобилем. Кроме того, как было сказано выше, об ответственности за управление машиной в нетрезвом виде, настойчиво говорится в процессе обучения в автошколе, при получении прав. Да и в целом, актуальность проблемы пьянства за рулём настолько высока, что обсуждения на эту тему можно услышать повсюду. Насколько же комично будет надеяться на то, что стикер в салоне машины с надписью о запрете употребления алкоголя за рулём, станет преградой для пьяного водителя. 

Примечательно, что на стадии согласовательных процедур в самой Государственной Думе, представленный депутатом Ивановым законопроект, встречен с недоумением. Так, руководитель комитета по промышленной политике и инновационному развитию нижней палаты Федерального собрания И.Н. Руденского выдал отрицательное заключение на представленный документ.

В неофициальных думских кругах проект депутата Иванова иначе, как опусом не называют. Очевидно, что основная задача документа стояла в пиаре его автора. Ведь до последнего момента не многие слышали о достижениях такого народного избранника, как С.В.Иванов, да и о его наличии вообще. Рассматривая законопроект с данной точки зрения, нужно признать его успешным. Автор получил определённую известность, пускай и столь одиозным способом. Не за горами время очередных выборов в российский Парламент и его действующим обитателям необходимо набирать баллы известности, чтобы продолжать оставаться слугами народа. 

Работа идёт и в регионах

Нужно отметить, что парламентарии федерального уровня не оригинальны в придумывании сомнительных законопроектов в области безопасности дорожного движения. Так, полтора года назад в архангельском областном собрании депутатов был предложен на рассмотрение документ, принятие которого, обязывало бы пойманного и наказанного за управление в нетрезвом виде водителя, наносить на ветровое стекло своего автомобиля специальную яркую наклейку. Тогда в борьбе с пьянством за рулём в Архангельске пытались отличиться областные депутаты от КПРФ. А вот в Белгородской области подобный законопроект областным парламентариям удалось утвердить. В феврале 2013 года, депутаты Белгородской области приняли закон, в соответствии с которым, водитель, лишённый прав за нетрезвое вождение, в последствие был обязан закреплять на свой автомобиль особый знак. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Joomla SEO powered by JoomSEF
   
| 2007 - 2024 | © АВТОгазета | |